Новости Соревнования Статьи Наш on-line магазин


Фотогалерея
Видео
Справочная информация
Полезные ссылки
Форум
Контакты

Автозапчасти
на иномарки в наличии

Автосервис

  (342) 27 - 104 - 44

приглашаем на работу:

- автослесаря

- мастера-приемщика

 

Вакансии

статьи Технические
 
08/09/2011

Dobbertin Surface Orbiter 1993

Вокруг света в молочной цистерне

Американец Рик Доббертин (Rick Dobbertin) зарабатывал на жизнь неведомым в нашей стране делом – хот-роддерством. Т.е. тюнинговал машины. Даже не совсем тюнинговал, а строил то, что называется «кастомы» – фактически новые автомобили. Как правило, с современной начинкой и ретро-обликом.

Доббертин был не то чтобы «звездой». По крайней мере не такой, как знаменитый маэстро Баррис (создатель «Бэтмобиля» и еще десятков известнейших машин для кино и выставок), конечно. Но некоторые его творения (например, Pontiac J200 c двумя турбинами и двумя компрессорами) завоевали определенную известность, получили призы на тематических фестивалях и выставках. В общем, дело свое Рик знал хорошо. А еще Рик был женат.

О роли женщины в истории

Это один из тех случаев (вспомним Arctic Cruiser или LARC LX), когда уникальный автомобиль рождается благодаря одному человеку. Но в этот раз человеком-причиной стал не Рик Доббертин, а Карен Доббертин. Жена хот-роддера, как несложно догадаться. Как любая уважающая себя жена хот-роддера, она ненавидела машины вообще и занятие своего мужа в частности. Но Рик любил свою жену. Однако машины тоже не оставляли его равнодушным!

И тогда Доббертин решил сделать нечто, что помирило бы его супругу с автомобилями. Он задумал создать автомобиль, в котором они вдвоем могли бы объехать весь белый свет. Разумеется, путешествуя с ним, Карен поняла бы, как это прекрасно — автомобили и тюнинг! Так Рик Доббертин приступил к созданию «Орбитера».

 Земной путь

Dobbertin Surface Orbiter — такое название получил автомобиль Рика. Было и альтернативное название — Earth Trek, то есть «Земной Путь», по аналогии со знаменитым сериалом про космических путешественников Star Trek. Тюнер решил построить амфибийный кемпер, т.е. автомобиль, в котором можно ездить, плавать и жить. Задача, согласитесь, довольно сложная. И транспортные средства, которые ее успешно выполняют, можно пересчитать по пальцам.

Например, некоторые экстремальные вездеходы типа отечественной «Лопасни», в которых весьма тесно и не слишком комфортно. Или медлительный громоздкий автобус-теплоход TerraWind стоимостью USD 1,2 млн. Или отечественные «прицепные плавающие дачи» от НПО «Прометей» в виде домика с поплавками. В общем, у Рика получилось много лучше.

Рик, как настоящий тюнер, подошел к задаче крайне творчески. Первый год ушел на проектирование «Орбитера», поиск и закупку необходимых компонентов. Кузовом машины послужила … цистерна! Старая автомобильная цистерна из-под молока 1959 года выпуска, сделанная из нержавейки. Рик смог найти ее на автокладбище. Такой кузов давал необходимую амфибии герметичность, плавучесть и обтекаемость. Но были и минусы — несмотря на огромные, как у автобуса, размеры цистерны, внутри было очень тесно, ведь стенки цистерны круглые.

 

Еще теснее было в гараже Доббертина. Легковые хот-роды помещались там замечательно, а вот цистерна влезла только наполовину. Для продолжения постройки машины гараж пришлось удлинить на пять метров и все равно работать там было тяжело. Цитируем Рика: «Это как собирать парусник в бутылке. Причем ты сам находишься в той же бутылке».

Конструкция Орбитера

Цистерна была снабжена носовым «обтекателем»-кабиной, 7-сантиметровым слоем утеплителя изнутри и поставлена на собственноручно спроектированную и сваренную из 910 элементов трубчатую раму. Ну а рама стояла на шести 35-дюймовых колесах BFGoodrich M/T.

Вторая ось машины, Hayes, была просто несущей и имела барабанные тормоза, а вот первая и третья оси, Dana, были ведущими, на них стояли дисковые тормоза. Т.е. Orbiter имел колесную формулу 6*4. Передний привод был сделан отключаемым механическими хабами. Подвеска всех колес — четырехрычажная, с тягами Панара и двумя амортизаторами. В общей сложности цистерна стояла на 12 амортизаторах.

Цистерна была разделена на три отрезка. Средний был назначен моторным — именно там стоял двигатель. Рик выбрал турбодизель GM V8 объемом 6,5 л и мощностью 250 л.с. в сочетании с автоматической четырехступенчатой КПП 4L80E Hydramatic. Раздаточная коробка с валом отбора мощности дала возможность подключить 55-сантиметровый бронзовый гребной винт, располагавшийся в заднем свесе, за двумя осями с двускатными колесами.

Также в центре базы (это улучшало развесовку, важную для амфибии) располагались 1300-литровый топливный бак и 150-литровый бак с питьевой водой для экипажа. И там же была маленькая мастерская для оперативного ремонта со своим сварочным аппаратом.

В переднем отсеке размещалась кабина управления. Рик сделал ее симметричной, с двумя рулями: с одной стороны осуществлялось управление движением по суше, с другой стороны — по воде. Помимо всего прочего, в отсеке были GPS-приемник с графопостроителем, приборы для морской навигации, 40-километровый радар, эхолот, несколько радиостанций и, конечно, компас. Комфорт пилота и штурмана (точнее, водителя и капитана) обеспечивали сиденья Recaro с пятиточечными ремнями.

Ну а задний отсек был жилым. Там удалось разместить двуспальную кровать, кухню с микроволновкой, холодильником и раковиной, санузел. По всему «Орбитеру» были спрятаны емкости для хранения вещей, кроме того на крыше машины был закреплен ЗИП в составе шести запасных колес и четырех лобовых стекол — левого, правого и двух центральных.

 Дело в том, что огромные лобовые окна Рик вырезал в цистерне сам, и стекла для них пришлось заказывать эксклюзивные, из лексана. Где-нибудь в Африке достать такие, конечно, было бы невозможно. А вот в остальном запчасти были стандартные, от General Motors, и ремонтопригодность плавсредства была приемлемой.

Что почем

Для того, чтобы добыть средства на постройку цистерномобиля, Рик Доббертин продал те хот-роды, что были в его собственности. Но денег все равно не хватало. Тогда тюнер запустил акцию «I Circled the Earth in the Dobbertin Surface Orbiter». Он попросил простых американцев присылать ему свои фотографии и несколько долларов. Затем фотографии должны были проехать вокруг света вместе с «Орбитером». Так себе бизнес, но заработать недостающие деньги Рик смог.

 Еще три года и 14 000 человеко-часов (а также несколько сотен тысяч у.е.) ушло на постройку, доводку, испытания и сертификацию машины. Рик смог зарегистрировать ее и как автомобиль, и как судно!

Тот жуткий автофранкенштейн, который вышел в итоге из боксов Доббертина, должно быть, является маленьким «Хаммерам» в ночных кошмарах. Трехосный бегемот длиной 10 м, шириной 2,3 м и больше 3 м высотой, блестящий, с заостренным носом, обвешанный снаряжением. Максимальная скорость на суше достигала 120 км/ч.

 

На воде Earth Trek выглядел намного изящнее: ватерлиния была очень высокой, и вся огромная туша «бегемота» пряталась под водой. Надводная же часть выглядела как стремительный стильный катер. Скорость на воде достигала 7-8 узлов (15 км/ч), причем можно было нормально преодолевать волны до 6 м!

Очень большим преимуществом «Орбитера» было то, что для спуска его на воду не надо было останавливаться и производить специальные манипуляции, как в случае со многими другими амфибиями. Съехав на пляж, Рик спокойно мог спуститься в воду и продолжить движение!

Доббертин особенно позаботился о безопасности. В машине были предусмотрены самонадувающийся спасательный плот, шесть огнетушителей, датчики дыма, сигнальные ракеты и т.д.

Путешествие

В 1993 году Рик и Карен отправились в путь из Сиракуз, штат Нью-Йорк. Они объехали 38 из 50 штатов США, а затем исследовали весь Карибский бассейн, посетив в общей сложности 28 стран Центральной Америки. 50 тысяч км по земле и еще 5 тысяч по морю прошли супруги Доббертины, касаясь друг друга локтями.

Путешествие в цистерне сложно было сравнивать с жизнью в пятизвездочном отеле. Так, из кабины в жилой отсек добираться нужно было на четвереньках — настолько маленьким был проход. В жаркие дни (а какие еще бывают у экватора?) внутренности цистерны нагревались как хорошая сауна, несмотря на кондиционеры. Машина в целом показала себя весьма надежной, но поломки все-таки случались. В том числе были, например, утечки топлива внутри отсека, отключения электроники и др. Все поломки Рик воспринимал очень лично и останавливал путешествие до полной починки.

В тесноте, да не в обиде, с милой рай в шалаше — так видел ситуацию Рик. У Карен было свое мнение, но об этом ниже.

Итак, Доббертины объехали всю Северную Америку, побуксовав в канадских снегах и техасских пустынях, посетив космодром на мысе Канаверал и Гранд Каньон. Затем была Мексика, Гондурас, Никарагуа... Панамский канал амфибия преодолела не по мосту, как нормальные машины, а вплавь. Причем не поперек, а вдоль! Это, кстати, стало рекордным достижением, раньше амфибиям такого не удавалось.

 Самое длинное плавание продолжалось 560 км, и машина вела себя прекрасно. Впрочем, на траверсе Майами двигатель «Орбитера» заглох, и те часы, которые Рик исправлял поломку, супругам пришлось изрядно понервничать, т.к. вокруг машины уже кружили акулы...

В Коста-Рике Доббертинов задержали агенты ФБР, подозревая в переправке наркотиков в Колумбию. А в самой Колумбии уже настоящие мафиози с «калашами» чуть было не раскулачили путешественников, но в итоге отпустили с миром

В Доминиканской республике подплывающий Earth Trek приняли за американское десантное судно. Одним словом, приключений Рик и Карен нашли массу. Спустя три с половиной года деньги Рика кончились и пара вернулась домой.

Нет повести печальнее на свете

Обогнуть весь мир Dobbertin Surface Orbiter так и не смог. Причем потенциально это наверняка возможно. Хоть цистерна и не океанское судно, делать морские переходы оно вполне может — доказано! А уж ездить и подавно, была бы дорога или, хотя бы, направление. Жаль, что этот высокий полет прервался по низменной финансовой причине. А еще больше жаль Рика Доббертина.

Сразу после возвращения домой в 1999 году Карен подала на развод. Прожив больше тысячи дней в тесной трясущейся комнатке, она стала ненавидеть машины еще больше. А с ними и мужа. «Жара и спертый воздух внутри, палящее солнце и соленая вода снаружи. Да я была постоянно больна все эти три года! Я готова для других путешествий, но только не с Риком», — заявила Карен в интервью.

Финансовые претензии жены еще больше огорошили мужа: она требовала себе половину стоимости «Орбитера», в постройку которого Рик вложил столько сил, средств и души. В свой 50-й день рождения Доббертин выставил машину на аукцион за 200 000 долларов. Затем следы цистерномобиля теряются. То ли какой-то коллекционер поставил ее в свой гараж, то ли она ржавеет и разваливается на парковке, то ли Рик разобрал творение, не найдя покупателя.

Последний раз Рик Доббертин попал в новости в 2004 году. На обложке «Популярной механике» оказалась его новая амфибия — 620-сильный спорткар под названием HydroCar.

Источник offroadclub.ru

к списку

 subaru club           moto59.ru сайт мотоциклистов Пермского края  

реклама на сайте использование материалов сайта обратная связь  

©  2007 — 2013   Мастерская Полного Привода